Перспективы образования: формирование самоидентичности и внимание педагогическому сообществу

Перспективы образования: формирование самоидентичности и внимание педагогическому сообществу

Какой быть системе образования в ближайшие десять лет? Какие направления сделать приоритетными, как выстраивать партнерские отношения школ и вузов, участвовать в федеральных образовательных программах? Об этом и многом другом говорили члены профильной комиссии по разработке стратегии социально-экономического развития города на 2020-2030 годы.

Среди членов рабочей группы, собравшихся на площадке департамента образования мэрии города Ярославля, – руководители школ и вузов, представители профсоюзов и депутатского корпуса. Профдвижение на заседании комиссии представлял председатель городского комитета профсоюза работников народного образования и науки, член Общественной палаты города Нариман Дженишаев.

Предполагается, что общая стратегия развития образования будет руководствоваться главной целью – совершенствованием образовательного пространства для реализации личностного потенциала жителей города. Выстраиваться она будет на трех уровнях: местный – непосредственно в образовательных учреждениях города, региональный – в коммуникации с внешними партнерами (с университетами, предприятиями) с целью профориентации современных школьников, и федеральный – здесь речь идет о «выходе» на образовательные возможности федеральных институтов развития, которые напрямую не представлены в регионе.

Всего же члены комиссии предлагают учесть несколько содержательных направлений. Первое, на что особое внимание обращает горком образования, это создание условий для обучения и развития детей, формирования социально ответственной личности. «Мы ставим вопрос о ценностях, воспитании, самоидентичности юных ярославцев. Инструментами здесь могут послужить и театр, и краеведение, и литература, и музеи, – нужно воспитывать подрастающее поколение в общей системе координат. Главное для нас – социально ответственная и профессионально ориентированная личность, чтобы это был здоровый и правильный человек со своей гражданской позицией», – подчеркнул Нариман Дженишаев.

Отдельную дискуссию у рабочей группы вызвал вопрос о самоидентичности юных ярославцев. Найти и закрепить те бренды, которые были бы интересны юным горожанам, и в то же время – не уйти в дебри краеведения, – таковы пожелания экспертов. Кроме того, в первый раздел включено развитие партнерства образовательных организаций, вузов и предприятий города, внедрение цифровых технологий, поддержка детских инициатив в области добровольчества и волонтёрства.

Особое внимание горкома было обращено на педагогическое сообщество, совершенствование системы профессионального мастерства и саморазвития педработников. Речь здесь идет о формировании кадрового потенциала, привлечении молодых специалистов в образовательные организации, обучении и аттестации педагогов. «Безусловно, нас волнует ситуация связанная с материальным положением педагогов, в особенности, молодых специалистов. Ни для кого не секрет, что учителям приходится работать на несколько ставок, чтобы получить достойную зарплату. Причем наши педагоги работают добросовестно, показывают высокие результаты, а значит, достойны лучшей участи, и общество должно защищать и поддерживать их. Поэтому здесь возникает еще один вопрос – регулирования отношений между участниками образовательного процесса, понимания их роли и ответственности. Мы все хотим, чтобы педагоги, которые работают с нашими детьми, были высокопрофессиональными, грамотными, тактичными, любили и уважали ребенка. Да, случаются исключения, когда педагог не может сдержать эмоций. Когда это происходит? Когда его на это провоцируют. Поэтому и родители со своей стороны должны обратить внимание на детей, на их поведение, и дети должны бережнее относиться к педагогам. Этот контакт и взаимопонимание, соответствие друг другу – высочайшая цель всего образовательного процесса», – считает заслуженный учитель РФ Нариман Дженишаев.

Не остались без внимания рабочей группы и вопросы, связанные с созданием безопасной образовательной среды, обновлением материально-технической базы. Тут акценты экспертов были сделаны на качестве питания в образовательных организациях города, укреплении здоровья учащихся, привлечении внимания к спортивному воспитанию.

Около двух часов шло обсуждение городской образовательной стратегии, впереди еще несколько встреч, отработка механизмов реализации. И как итог – готовая программа развития образования, включенная в общий документ социально-экономического развития города на 2020-2030 годы.

Если у вас есть вопросы, обращайтесь,
мы постараемся ответить на все.