Состоялась прямая линия с председателем ФНПР М. Шмаковым

Состоялась прямая линия с председателем ФНПР М. Шмаковым

Сегодня, 13 октября, прошла прямая линия с председателем ФНПР Михаилом Шмаковым, подготовленная коллективом Центральной профсоюзной газеты «Солидарность» и командой «Профсоюз-ТВ». Ведущим прямой линии стал секретарь ФНПР, главный редактор газеты «Солидарность» Александр Шершуков.

В видеотрансляции, проходившей в Доме профсоюзов, приняли участие руководство и аппарат управления Объединения организаций профсоюзов, председатели отраслевых профсоюзов и председатели первичных профсоюзных организаций крупных предприятий области. Вопросы ярославского профактива, в том числе и в видеоформате, были заранее переданы в Москву, и хотя ни один из них в эфире не прозвучал, прямая линия вызвала большой интерес у всех присутствующих на ней.

Председатель ФНПР дал ответы на самый широкий спектр актуальных проблем трудовых отношений, социальной политики, охраны труда, МРОТ и др.

Прямая линия началась с общих, рамочных вопросов о том, какие основные направления работы профсоюзов Михаил Шмаков сегодня считает приоритетными?

— Рабочие места и достойная заработная плата, охрана труда и экология рабочего места, социальные гарантии работникам. Не менее важны и такие направления работы профсоюзов, как борьба против новаций в пенсионном обеспечении, медицинском страховании.

«Хотя Минэкономразвития и говорит последнее время, что начался рост экономики, но он пока не очень виден, — заметил Михаил Викторович. — В этом смысле профсоюзы должны четко отслеживать тему с рабочими местами и зарплатой. Горячих голов среди бизнесменов хватает, профлидерам нужно их остужать».

Большой блок вопросов Председателю ФНПР поступил на тему заработной платы, выполнения майских указов президента, индексации заработной платы.

По словам Михаила Шмакова, главная опасность — в искажении майских указов:

— Мы критикуем действия экономического блока Правительства, когда оно путем изменения методики подсчета средней заработной платы у бюджетников приближает её к плановым показателям майских указов. Есть и ещё один вопрос – майские указы по уровню должны выполняться в расчете на одну ставку. Это проблемы, которые нам надо решать. Что касается минимального размера оплаты труда, то мы не совсем согласны по срокам ввода МРОТ.

На вопрос о получении минимального размера оплаты труда Михаил Шмаков резюмировал: «Выплата МРОТ со стороны бизнеса – это либо попытка использовать серые схемы выплат, либо сверхэксплуатация работников. Чтобы изменить подход к расчету МРОТ, сначала нужно изменить методику подсчета потребительской корзины, на которой он базируется. Этим вопросом ФНПР займется обязательно. Но сперва – доведение МРОТ до прожиточного минимума, чего профсоюзам, наконец, удалось добиться от правительства».

Лидер профсоюзов уверен, что надо продолжать отстаивать введение прогрессивной системы налогообложения, и не исключил такой меры борьбы за свои права, как забастовка:

«Если региональная и федеральная власть не слышат требования профактивистов — объявляйте забастовку. Если, к примеру, детские сады по всей России или даже в отдельном регионе остановят свою работу — прибегут все, включая министра финансов. Проведение подобных акций – это, в первую очередь, задача отраслевых профсоюзов. Федерация независимых профсоюзов России готова поддерживать коллективные действия, но их организацией, по требованию членов профсоюзов, должны заниматься отраслевики».

Из разных регионов страны звучали вопросы и о недоразумениях в практике применения спецоценки условий труда, и «классический» вопрос о том, на кого должен распространяться коллективный договор, и об индексации пенсий работающим пенсионерам, и о размере членских профсоюзных взносов.

Почему не сделать коллективный договор только для членов профсоюза? На этот вопрос Михаил Викторович пояснил: подобный шаг подойдет только для самых сильных, больших и уверенных в себе профорганизаций. Опасность заключается в том, что работодатель может создать свои «желтые» профсоюзные организации, на первых порах предложить трудящимся лучшие условия, переманить «сахарным пряником» членов настоящий первички, а затем манипулировать условиями как работодателю вздумается.

— Всем тем, кто задал этот вопрос. Первая рекомендация — задайте этот вопрос руководству своего отраслевого профсоюза. У нас консолидированное мнение на эту тему. Консолидированный взнос солидарности для не-членов профсоюза можно прописать в коллективном договоре. И крепкая, сплоченная профсоюзная организация вполне способна включить это в коллективный договор через проведение конференции работников.

Михаил Шмаков затронул и тему объединения отраслевых профсоюзов. Слабые, недееспособные отраслевые профсоюзы должны вливаться в те, которые по-настоящему действуют. При этом объединяться нужно своевременно, не доводя до критических провалов, как это произошло с профсоюзом работников легкой промышленности, — считает он.

Одним из вопросов, который поступал и от Ярославской области, был вопрос о скидках на стоимость профсоюзных путевок. Почему установлена скидка по профсоюзной путевке – 20%, но не больше?

По словам Председателя ФНПР, ниже себестоимости санатории и пансионаты работать не могут – они разорятся. Скидка в 20% позволяет работать по себестоимости. Можно увеличить процент скидки? Да, конечно. Но не за счет средств организаций отдыха. А за счет конкретных профсоюзных организаций, региональных профсоюзных объединений, которым санатории принадлежат.

Интересный вопрос задали из Первоуральска. Если бы в мире существовал рейтинг профсоюзов – кто бы вошел в «топ» и где были бы профсоюзы России?.

«Честно, глядя вам в глаза, Федерация независимых профсоюзов России – один из лидеров общего профсоюзного рейтинга. Ни у одних профсоюзов мира нет тех инструментов влияния на региональные и федеральные власти, какие нам удалось прописать в законодательстве», — ответил Михаил Шмаков.

Были и личные вопросы: кто-то предлагал М. Шмакову баллотироваться в президенты,спрашивали о планах на будущие выборы и что он изменил бы в своей деятельности на посту главы ФНПР, если бы мог.

По словам профсоюзного лидера, в тех условиях, в которых Россия жила на протяжении последних 25 лет, сделано практически всё возможное. Изменяться нужно постоянно, подстраиваясь под актуальные вызовы и задавая свою повестку. За это время удалось укрепить российское профсоюзное движение.

Если у вас есть вопросы, обращайтесь,
мы постараемся ответить на все.