ФНПР предлагает рассчитывать прожиточный минимум на основе потребительской корзины

ФНПР предлагает рассчитывать прожиточный минимум на основе потребительской корзины

До 2021 года прожиточный минимум определялся на основе потребительской корзины. Данная потребительская корзина включала в себя перечень и объем потребления продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых рассчитывалась исходя из стоимости продуктов питания.

Непродовольственные товары и услуги составляли по 50% от стоимости продуктов питания. При исчислении прожиточного минимума трудоспособного населения, помимо потребительской корзины, рассчитывались обязательные платежи и сборы в виде налога на доходы физических лиц.

С 2021 года потребительская корзина, на основе которой рассчитывался прожиточный минимум, была отменена, а прожиточный минимум стал устанавливаться в соотношении 44,2% от медианного среднедушевого дохода.

По словам секретаря ФНПР – руководителя Департамента социально-трудовых отношений и социального партнёрства Аппарата ФНПР Олега Соколова: «Главный недостаток действующей методики установления прожиточного минимума состоит в том, что увеличение прожиточного минимума не зависит от роста потребительских расходов населения. При рассмотрении данной методики в рамках Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений профсоюзы предупреждали о рисках, которые она в себе несет, прежде всего, – о риске снижения покупательной способности прожиточного минимума».

Социально-экономическая ситуация в 2021-2022 годах подтвердила прогнозы профсоюзов, поскольку динамика роста стоимости потребительской корзины превысила динамику роста доходов населения.

ФНПР неоднократно предлагала обеспечить повышение покупательной способности прожиточного минимума, в том числе за счет возврата к нормативно-стоимостной методике определения прожиточного минимума (например, письмо Голиковой Т.А. от 12.04.2022 № 101-108/45-116н), однако предложения профсоюзов не были приняты.

В целях сохранения покупательной способности прожиточного минимума Президентом Российской Федерации были приняты решения о внеочередном повышении его величины, а Федеральным законом от 05.12.2022 г. № 470-ФЗ было приостановлено до 2025 года действие методики по установлению прожиточного минимума в соотношении с медианными среднедушевыми доходами.

ФНПР продолжает рассчитывать прожиточный минимум по методике, действовавшей до 2021 года.

По расчетам профсоюзов величина прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации по потребительской корзине во 2 квартале 2023 года составила 16 126 рублей, что на 457 рублей выше действующей с 1 января 2023 года величины прожиточного минимума (15 669 руб.) и на 1 632 рублей выше величины прожиточного минимума, определенной в соотношении 44,2% от медианного среднедушевого дохода (14 494 руб.).

Необходимо отметить, что состав потребительской корзины не обновлялся с 2013 года. Вместе с тем в 2016 году (с изменениями в 2022 году) Минздравом России были утверждены Рекомендации по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания (приказ Минздрава России от 19 августа 2016 г. № 614). В Рекомендациях существенно увеличены нормы потребления фруктов, свежей рыбы, мяса птицы, молока и яиц.

По расчетам ФНПР величина прожиточного минимума в целом по России во 2 квартале 2023 года с учетом Рекомендаций Минздрава составляет 20 503 рубля.

Профсоюзы убеждены, что методика расчета прожиточного минимума должна учитывать реальные нормы потребления населением товаров и услуг, а значит должна быть основана на натурально-стоимостном методе исчисления. Сейчас ФНПР готовит новые обращения в Минтруд и Госдуму.

Источник: сайт ФНПР

Если у вас есть вопросы, обращайтесь,
мы постараемся ответить на все.