Госдума 21 июля приняла в первом чтении законопроект об удаленной и дистанционной работе. Инициатива дополняет и детализирует положения главы 49.1 Трудового кодекса и содержит нормы, касающиеся рабочего времени и отдыха удаленных работников, регламентирует типы дистанционной занятости, основания для их применения, а также порядок взаимодействия работника и работодателя.
Так, допускается заключение трудового договора о дистанционной работе и соглашения об изменении его условий путем обмена электронными документами. При этом в качестве места заключения такого договора указывается место нахождения работодателя. Кроме того, для расторжения трудового договора об удаленной работе устанавливаются общие основания, предусмотренные ТК, а не самим договором.
Законопроект регламентирует три типа удаленной занятости: дистанционная (удаленная) работа, временная дистанционная (удаленная) работа и комбинированная работа.
Как ранее рассказал секретарь ФНПР Николай Гладков, между профсоюзами и депутатами была достигнута договоренность о том, что профсоюзные замечания к законопроекту будут учтены ко второму чтению. Так, ФНПР обращает внимание на то, что временная, дистанционная и удаленная работа – это разные понятия, которые стоит законодательно разграничить, поскольку от этого может зависеть правовой статус трудовых отношений.
– После долгих переговоров мы поддержали законопроект в той редакции, в которой он сейчас выносится на первое чтение, – заявил председатель ФНПР Михаил Шмаков, приглашенный в Госдуму на обсуждение вопроса 21 июля. – Мы также поддерживаем создание рабочей группы, которая будет работать над тем, чтобы подготовить качественный закон ко второму чтению – для того, чтобы четко прописать там все гарантии для трудящихся в новых для нас условиях организации работы.
Желание «поработать над законопроектом вместе с сенаторами и депутатами» высказал также от лица предпринимательского сообщества президент РСПП Александр Шохин. В частности, бизнесу «хотелось бы, чтобы комбинированная занятость была не временной, а постоянной». При этом, считает Александр Шохин, «если все зарегулировать, есть опасность, что работодатели захотят переводить людей на режим самозанятых».
– Рассматриваемый законопроект чрезвычайно актуален, особенно в связи с ситуацией, связанной с коронавирусом, когда, по различным оценкам, до 6 млн человек внезапно для себя оказались в режиме удаленной работы, – указал член комитета ГД по труду Андрей Исаев («ЕР»). – Тем не менее, этот законопроект зрел давно. [Документ] был подготовлен при активном участии социальных партнеров – профсоюзов, работодателей, министерства труда. Основная цель законопроекта – защита прав работников, работающих удаленно.
Источник: Центральная профсоюзная газета «Солидарность» ©